ЮРИЙ КОМАРОВ: «Я ВЫШЕЛ ИЗ РАЗНЫХ ШИНЕЛЕЙ»
В Международный День театра, который в этомгоду отмечается в 60-й раз, один из старейших мэтров московской сцены и прихожанин храма Всемилостивого Спаса Юрий Дмитриевич Комаров дал интервью нашему сайту. Поговорили не только по «ведомству Мельпомены»…
— Еcть ли что-то, объединяющее церковь и театр?
— Конечно! Может быть, вы удивитесь, но это – вера. В Церкви – в Бога, в театре – в предлагаемые обстоятельства. Часто говорят, что «театр – это храм человеческого духа»…я бы сказал, что театр – это лаборатория, изучающая движения человеческой души, проявления характера человека, изучение его личности, ситуаций и положений, в которых оказываются люди. Наша вера в Бога – о, да! – всегда неизменна! Театр – меняется. Но как! Прекрасно сказал знаменитый английский драматург Дж. Б. Пристли:»Театр периодически умирает, но обязательно возрождается в новом, более высоком качестве».
— Вы видите это возрождение и cегодня?
— Да, увы, перемены в нашей стране далеко не лучшим образом коснулись жизни искусства вообще, и театр не стал тут исключением. Но, ведь, пену-то смоет, а высокие функции искусства останутся. И очень важно, что зритель сегодня хочет идти в театр, его не смущает даже огромная цена на билеты. Да, театр нынче по преимущеcтву режиccерcкий, и это никак не способствует росту новых актерских личностей (порой артист и вовсе используется, как некий подсобный материал), да, зачастую перед нами совершенно ужасная сценография, напоминающая безумиет «палаты номер шесть», да, то и дело смакуются человеческие пороки, но – завет Джона Бойтона Пристли никто не отменял!
— Вы начинали совсем в другую эпоху, когда на подмостках блистали великие мастера…
— Это так. Игравшие еще в позапрошлом веке! И стоило только Александре Александровне Яблочкиной лишь выйти на сцену, как она тотчас же очаровывала зал — от нее исходило такое добродушие, такое благообразие и обаяние…
— Говорят, что, выходя из театра, уже в 50-е, она – «по старинке» — звала извозчика, доехать домой…
— Еще и городового… С Яблочкиной связано очень много баек. «Коммунизм – это когда у каждого человека будет своя машина, квартира, дача – ну, словом, все, как при царе!» А на приеме в честь Гагарина Яблочкина назвала его «корнетом»…
— Вы, ведь, тоже вышли из «шинели Малого»?
— Я бы сказал, что у меня было сразу несколько «шинелей»… Вначале костюмы Эррола Флинна (звезда Голливуда 30-х годов – А.Ш.), из его «трофейных» фильмов, которые мне страшно нравились в детстве. Но это так, шутя…А потом я увидел «Страницы жизни» Виктора Розова — и вот тут уже всерьез захотел стать актером. Хотя, посмотрев до того «На всякого мудреца довольно простоты» с Михаилом Царевым (который всегда был на котурнах) в главной роли, я ну никак вдохновлен не был. Что же касается меня в в Малом — я играл там лишь в массовке, будучи студентом Щепкинского. Это было очень тяжело, потому что домой приезжал к полуночи, а на другой день снова учиться.
— Кто был вашим педагогом?
— Константин Александрович Зубов, который обладал совершенно уникальной органикой, и к нам — студентам — относился чрезвычайно внимательно. Как и Вера Николаевна Пашенная. У нее учились и Юрий Соломин, и Роман Филиппов… Она была, как и Зубов, и актрисой абсолютно убедительной на подмостках, и личностью очень яркой, и заботилась о каждом своем студенте – у этих маститых педагогов не было безразличия, которого так много сегодня. А какой была Варвара Дмитриевна Турчанинова – подлинная аристократка, воплощение традиций Малого театра, а Вера Николаевна Рыжова…
— Говорили, что она, проезжая мимо МХАТа, всегда отворачивалась — не признавала, мол, соперников…
— Да, может, у нее просто болел живот!.. Соперничество — соперничеством, но некоторые играли и в Малом и во МХАТе…
— Смоктуновский, например…
— Да.
— Но только на сцену Малого выходил столетний артист.
— Это правда. Николай Алекандрович Анненков. Сыграл – и спустя две недели умер.
— Я слышал, что ему было даже 105 на самом деле…
— Очень может быть, что он утаил несколько лет — чтобы понравиться Анне, в которую до того был влюблен, что взял псевдоним в ее честь.
— А женился на Татьяне (Татьяна Якушенко – любимая ученица Станиславского – А.Ш.) .
— Ну такое случается вообще-то в жизни.
— В Малом играли и знаменитые по киноролям некогда мейерхольдовцы Ильинский и Жаров
— Игорь Ильинский был настоящий театральный мастер, я помню его в «Селе Степанчикове», где не было никакого мейерхольдовского трюкачества – блистательно играл. А Михаил Жаров – что Жиган в «Путевке в жизнь», что Анискин – везде одни краски, лишь телодвижения разные.
— Вы начинали в Детском театре…
— Да,.меня интересовал живой пульс современного театра, и я пошел к Анатолию Эфросу, который в ту пору руководил Детским. А уже позже из Детского перешел к Олегу Ефремову в «Современник». С него всерьез началось возрождение столичной театральной жизни, ибо 50-е были эпохой безвременья, когда театр почти умер, и порой на спектаклях были заняты лишь первые три ряда — зритель в театр не шел. Ну а в «Современник» валом повалил. Какой же это был успех! А еше спустя несколько лет — Всеволод Якут в роли Пушкина в Ермоловском — попасть было абсолютно невозможно.
— А вы попали – да еще и прямо в труппу!..
— Это было уже позднее, уже после »Современника», в 70-м. Тогда только что из Ермоловского ушел Георгий Вицин, а одновременно со мной в театр пришел молодой Алеша Шейнин (приехавший в Москву с берегов Невы), с которым мы подружились на всю жизнь. Какая была труппа! Всеволод Якут, Иван Соловьев (с которым мне довелось играть в инсценировке романа «Вся королевская рать» Уоррена), Евгения Уралова, породистая дворянка Эда Урусова… А сколько вечеров за рюмкой чая мужской компанией мы провели вместе! В Доме композиторов, в ресторане ВТО, иногда в «Национале»… А еще приезжал из Ленинграда Георгий Александрович Товстоногов — в моей жизни, пожалуй, главное явление, колоссальная фигура, равной которой просто не было. Он приезжал ко мне домой – я жил тогда на Стромынке – всегда со своей верной свитой – Всеволод Стржельчик, Сергей Юрский, Павел Луспекаев и Ефим Копелян. Товстоногов и меня приглашал к себе, в труппу БДТ, но надо было переезжать в Ленинград.
— Разве нельзя было быть и здесь и там одновременно?
— Нет, тогда это было еще невозможно.
— Да, судьба и время одарили вас замечательными спутниками и собсеседниками…
— Я рассказал далеко не обо всех, тем более что говорить надо не только о прошлом, но и о нынешнем, в котором тоже есть прекрасные молодые, как, например, Евгений Южин, тенор из Ленинграда. Мы сейчас готовим его гастроли в США, но прежде – этого никак не стоит исключать — Женя споет с хором храма Всемилостивого Спаса уже на Пасху. А мы с вами продолжим уже завтра. С Воскресным днем Вас и с Днем театра!
—
Справка: Юрий Дмитриевич Комаров – известный артист театра, кино и телевидения, режиссер и продюсер, педагог. Женат. Всю жизнь живет в Москве.