Окно в прошлое. Виртуальный музей. Акилина Смирнова, тайная монахиня Рафаила — благотворительница Скорбященского м-ря

Опубликовано 3 мая, 2022

Главная Записи Окно в прошлое. Виртуальный музей. Акилина Смирнова, тайная монахиня Рафаила — благотворительница Скорбященского м-ря

Окно в прошлое. Виртуальный музей. Акилина Смирнова, тайная монахиня Рафаила — благотворительница Скорбященского м-ря

Денис Жеребятьев

Акилина Смирнова, тайная монахиня Рафаила.

Акилина Алексеевна Смирнова (1839 – 1893, Москва) – супруга купца 1-ой гильдии, тайная монахиня Рафаила, известная в Москве благотворительница, меценат и храмостроительница.

Происхождение

Акилина Алексеевна Смирнова, тайная монахиня Рафаила

Акилина Алексеевна Смирнова была родом из села Воскресенское (г. Воскресенск). В середине XIX века Воскресенское было маленьким селом. Недалеко от него располагались усадьбы генерала Неверова, участника Отечественной войны 1812 года, усадьба Кривякино коломенского купца Лажечникова, усадьба Спасское, принадлежавшая в середине XIX века жене калужского губернатора Смирновой-Россет Александре Осиповне.

Александра Осиповна Смирнова-Россет

Николай Михайлович Смирнов

Известно, что Акилина Алексеевна Смирнова была неграмотна. Она происходила из крестьянского сословия и как её супруг. С детства она как многие женщины была набожна. Её образование ограничилось начальной церковно-приходской школой. Писать она так и не выучилась. После замужества за выходцем из крестьянского сословия купцом Смирновым они выкупились вместе из крепостного состояния. Детей за время брака не было.

Усадьба Спасское до пожара в 1940х гг.

Предположительно фамилию Смирновы Акилина Алексеевна и ее супруг могли получить от фамилии владельца дворянской усадьбы Спасское (Московская область, Воскресенский район, Спасское), расположенной вблизи г.Воскресенска, государственного деятеля бывшего губернатора Калужской и Санкт-Петербургской губернии помещика Николая Михайловича Смирнова и его супруги Александры Осиповны Смирновы-Россет, владевших усадьбой и близлежащей землей с конца XVIII в. до 1871 г.

В 1862 году рядом с селом строится Московско-Рязанская железная дорога и станция Воскресенск. Так село становится маленьким городом. После отмены крепостного права, в 1861 году начала развиваться промышленность, тем более, что крестьянская реформа почти совпала с началом строительства Московско-Рязанской железной дороги. Самыми крупными были фабрика Ивана Демина (пос. Хорлово), красильные фабрики Кацеповых в дер. Федотово и дер. Лопатино, бумаготкацкая фабрика Кацепова в дер. Барановское, позднее появилась бумаготкацкая фабрика А.Г.Гусева (дер. Ванилово, сейчас пос. им. Цюрупы). Местные купцы успешно торговали на рынках России, Средней Азии, а Садковская фабрика Ивана Демина торговала в Средней Азии, Иране, Афганистане. Остались свидетельства, что по качеству местные ткани — миткаль, сатин, ситец, серпинка, кашмиры и прочие не уступали никаким иностранным товарам, даже манчестерскому. С этим временем совпадает активная деятельность супруга Смирновой в торговой сфере.

После замужества Акилина Алексеевна активно занималась домашним хозяйством и помогала супругу. Со временем финансовые дела семьи Смирновых начинают идти значительно лучше, супруг становится купцом 1ой гильдии, и они перебираются в Москву, где покупают усадьбу на Большой Полянке д.48.

 

Московская усадьба А.А. Смирновой
на ул. Большая Полянка д.48 (дом слева крайний)

Недалеко от усадьбы располагался храм Петра и Павла на Большой Якиманке, который Акилина Алексеевна постоянно посещает. Там она знакомится с известным общественным и церковным деятелем первой четверти XX века, членом Московской духовной консистории, председателем общества любителей духовной просвещения настоятелем храма протоиереем Иоанном Фёдоровичем Мансветовым, который становится её духовником.

Протоиерей Иоанн Федорович Мансветов настоятель храма Петра и Павла
на Большой Якиманке 1882 г.

Храм Петра и Павла
на Большой Якиманке 1882 г.

Занятие устроением усадьбы и домашними делами не позволили Акилине Алексеевне во взрослом возрасте получить образование. Спустя некоторое время умирает муж, и Акилина Алексеевна остаётся одна.

В каком году это произошло и сколько ей тогда было лет – неизвестно. Факт тот, что она осталась вдовой. Одинокой и с большими средствами. Помимо усадьбы в ее собственности значились строения по адресам:

  • Якиманская часть, 1 участок. Бродников переулок № 4, домовладение № 670 / 578
  • Бродников переулок строение 34
  • Якиманская часть, 1 участок. Полянский переулок № 6, домовладение № 670 / 578

И вот тут надо было сделать выбор. Самое простое – это было бы жить в свое удовольствие, делать что хочешь, словом, поступать в соответствии с современным лозунгом «бери от жизни все». Акилина Смирнова решила иначе. Она действительно жила именно так, как хотела, очень насыщенно и деятельно, только предпочла при этом не брать, а давать. Будучи малообразованной, она обращается за помощью в ведении финансовых и хозяйственных дел к другу семьи купцу 2ой гильдии из Сергиева Посада Ивану Ефимовичу Ефимову, который соглашается поступить к ней на службу душеприказчиком и экономом.

Будучи набожной, Акилина Алексеевна находит утешение в церкви и по совету её духовника она решает посвятить свою жизнь служению людям и Богу. Собственно, вся последующая история ее жизни – это история строительства ею церквей в различных монастырях, так как она избрала именно такой способ благотворительности.

Будучи неграмотной родом из крестьянского сословия (вместо нее на документах расписывался ее душеприказчик Иван Ефимович), Акилина Алексеевна приложила немало усилий к изданию и популяризации святоотеческой духовной литературы среди населения.

Акилина Алексеевна оказывала финансовую поддержку изданию духовной литературы Русского Афонского монастыря Пантелеимонова монастыря через типографию принадлежавшей ее душеприказчику купцу Сергиевского посада Ивану Ефимовичу Ефимову, для чего изначально покупает домовладение на Большой Якиманке д. 36 под типографию и после с 1878 г. финансово поддерживает издательскую деятельность большого количества духовной литературы, которая предназначена для бесплатной раздачи паломникам .

Работники типографии конца XIX века

 

Пример издания типографии И.Ефимова в доме А.Смирновой

Издавали жития  православных святых, сказания о земной жизни пресвятой Богородицы, книги о русском монастыре святого великомученика и целителя Пантелеимона на святой горе Афонской, «Добротолюбие» — знаменитый сборник духовных произведений православных авторов IV-XV вв., который был составлен митрополитом Коринфским Макарием и Никодимом Святогорцем, впервые изданный на греческом языке в 1782 г. в Венеции и многие другие духовные книги.

Овдовев, она думала удалиться от мира, подолгу жила в разных монастырях, однако здоровье у нее было хрупкое, и в конце концов она поняла, что не выдержит тягот монастырской жизни. Но душа ее стремилась к Богу, да и образ жизни она вела очень скромный, даже аскетичный, много молилась, часто посещала богослужения… И тогда духовно окормлявший ее известный московский старец Исихий из Златоустова монастыря посоветовал ей принять тайное монашество и сам постриг ее в монахини. Так она становится тайной монахиней и даёт обет нестяжательства.

Пример издания типографии И.Ефимова в доме А.Смирновой

Пример издания типографии И.Ефимова в доме А.Смирновой

В 1879 г. она жертвует свою московскую усадьбу на Большой Полянке афонскому Пантелеимонову монастырю для устройства там монастырского подворья. Сохранилась фотография, сделанная, очевидно, сразу после пострига. На ней Акилина Смирнова, теперь уже монахиня Рафаила, в монашеской одежде, с четками в руках. Спокойное, строгое лицо. Решительный взгляд человека, способного и распоряжаться на стройках, и идти к своей заветной цели. И только в глубине глаз, в чуть тронутых улыбкой губах – почти детское восхищение и изумление перед совершившимся таинством. На фотографии не указан год, когда был сделан снимок. А дальше после пострига надо было думать. Деньги есть, и есть желание распорядиться ими с пользой для души, но как именно? Вложить их в какой-нибудь монастырь?

Сохранившееся здание подворья афонского Пантелеимонова монастыря по 1-му Хвостову переулку

Но монастырей в Москве много, в какой из них идти со своим приношением? И вот снится Акилине Смирновой сон. Явился ей святитель Алексий Московский в полном облачении, который благословил ее и спросил, где хранится приготовленное ею пожертвование. Она вынесла ему шкатулку с деньгами. Святитель взял шкатулку и со словами: «Это я возьму для обновления ветхого храма», — вторично благословил дарительницу и удалился в сторону Зачатьевского монастыря, который, как известно, был основан по благословению святителя Алексия. Расценив этот сон как указание свыше, Акилина Смирнова не раздумывая отправилась в Зачатьевский монастырь. А там и в самом деле вконец обветшал придельный храм Рождественского собора, где почивали мощи основательниц обители преподобных Иулиании и Евпраксии, так что деньги пришлись очень кстати, и на них в 1887 году был устроен новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери.

Зачатьевский монастырь конца XIX в. Вид на Рождественский собор

Все финансовые дела Акилине Алексеевне в том время и в последующее помогал вести друг семьи душеприказчик купец 2-й гильдии из Сергиева Посада Иван Ефимович Ефимов.

Головинский монастырь XIX – XX век

За год до этого, в 1886 году, в подмосковном селе Головине был основан Казанский Головинский женский монастырь. Акилина Смирнова стала ездить во вновь образованную обитель, где ею был выстроен больничный корпус с церковью во имя мученицы Акилины, ее небесной покровительницы. Строительство завершилось в 1893 году, уже после смерти благотворительницы. В наши дни о селе, которое давно уже поглотила разросшаяся Москва, напоминает только название района, а также сохранившиеся до сих пор пруды, но в конце ХIХ века это была загородная местность, и ехать сюда следовало через Бутырскую заставу, то есть как раз мимо будущего Скорбященского монастыря. Правда, до 1889 г. монастыря еще не было, а была усадьба княжны Александры Голицыной, в которой имелся приют для иногородних монахинь-сборщиц и небольшая больница с сестричеством при ней. Очевидно, разговоры об устройстве здесь монастыря шли уже заранее, и, возможно, Александра Голицына советовалась по этому поводу с кем-то из священноначалия, во всяком случае, идея эта явно витала в воздухе, так что, проезжая мимо красивой усадьбы, Акилина Смирнова не раз говорила своим спутникам, что непременно построит на этом месте собор, как только тут будет открыт монастырь, и несколько раз присылала своих доверенных лиц, чтобы узнать, скоро ли ждать этого события.

Открытие монастыря стало для княжны Александры Владимировны серьезным шагом, на который она долгое время не решалась: помимо документальных вопросов его оформления,  требовалось найти немалые средства на строительство главного собора монастыря, без которого православный женский монастырь на фоне других монастырей Москвы выглядел не полноценно, монахиням и послушницам не хватало место в главном доме усадьбы и его больничных флигелях, необходимо было строительство новых корпусов для их проживания,  нужна была трапезная с просфорней, также нужен был дом для священника и диакона, церковно-приходская школа. Строительство собора Всемилостивого Спаса, парадных проезжих ворот и возведение монастырских стен вокруг монастыря  требовало больших финансовых вложений.

Акилина Алексеевна была наслышана о деятельности общины сестёр милосердия, Филаретовской больницы для тяжелобольных женщин и приюта для иногородних монахинь при поддержке княжны Александры Владимировны Голицыной, а также о последних событиях 1889 г. по преобразованию общины в православный женский монастырь Всех скорбящих радости. Когда разрешение на открытие монастыря было дано, Акилина Алексеевна, желая привести в исполнение давнее намерение, с согласия княжны Александры Владимировны Голицыной отправляется к митрополиту Московскому Иоанникию за благословением, а после обращается к московскому архитектору Ивану Терентьевичу Владимирову, мастеру «нового русского» стиля в церковном зодчестве конца ХIХ века с просьбой спроектировать главный собор будущего монастыря Всех скорбящих радости и парадных проезжих ворот и монастырской стены.

Чертеж собора Всемилостивого Спаса (1890 г.) и парадных проезжих ворот (1893 г.)
архитектора И.Т. Владимирова

К маю 1899 г. настоятельнице монастыря игумении Евпраксии от имени Акилины Алексеевны были представлены готовые чертежи монастырского собора.

Это был краснокирпичный, пятиглавый храм в русском стиле эпохи Александра III авторства молодого архитектора И.Т. Владимирова. После начала строительства собора в 1893 г. умирает главный архитектор и собор достраивает известный русский архитектор Пётр Алексеевич Виноградов.

Собор был увенчан пятью главами, стиль куполов соответствовал общему характеру здания: подобно всем главам старинных русских церквей, они суживались вверху и увенчивались восьмиконечными крестами. На западной стороне, над самым входом в храм, как бы на кровле лежало восьмиконечное основание колокольни. В ней имелись традиционные окошки-слухи – для большего распространения звука. В западной части храма вместо клиросов, под колокольней, были устроены хоры. Храм освещался 27 окнами разных размеров и формы.

Процесс изготовления красных кирпичей на заводе начала XX в.

Процесс изготовления красных кирпичей на заводе начала XX в.

Известно, что для постройки собора, парадных проезжих ворот, монастырской стены и других строений монастыря заказчиками был закуплен красный кирпич на подмосковном заводе Юдина. Все красные кирпичи, закупленные для строительства, имели на ложке или длинной грани кирпича улице клеймо завода Елены Ивановны Юдиной. Кирпичный завод Елены Ивановны Юдиной находился, если говорить о современной локации, на развилке Дмитровского и Коровинского шоссе, в районе площади Туманяна. Завод производил 1.500.000 штук кирпича в год, работало на заводе 150 человек. Из этих кирпичей были построены почти все монастырские строения.

Клеймо завода Елены Ивановны Юдиной

Надо сказать, что, когда усердием Акилины Смирновой возводился очередной монастырский храм, она всегда не только финансировала строительство, но и руководила им сама или с помощью своего душеприказчика купца 2-ой гильдии Ивана Ефимовича Ефимова: закупала строительные материалы, договаривалась с подрядчиками, надзирала за выполнением работ. А за строительством собора Всемилостивого Спаса она наблюдала с особым рвением и проводила много времени на стройке, несмотря на то что здоровье ее уже заметно пошатнулось. Поистине, собор стал главным делом ее жизни. Она заранее закупила для него всю богослужебную утварь, резной четырехъярусный иконостас с киотами прекрасной работы, а также подсвечники и паникадила.

После открытия Скорбященского монастыря 50-летняя храмостроительница Акилина Смирнова, решила остаться жить под присмотром монахинь в новой обители в главном доме княжны Александры Голицыной, где проживали монахини и располагалась Филаретовская больница.

Весной 1893 года собор был уже построен, предстояло заняться его внешней и внутренней отделкой. Однако до окончания работ храмоздательница не дожила. Она тихо скончалась по принятии Святых Христовых Тайн рано утром 22 апреля (4 мая) 1893 года.

Акилину Смирнову знали и почитали по всей Москве, и проститься с ней пришли многие москвичи. Среди них были и миряне, и монашествующие, и священнослужители. У ее гроба почти беспрерывно служились панихиды, и при этом редко служил только один священник, а чаще двое или трое. Отпевали ее в домовой Скорбященской церкви. Заупокойную литургию и отпевание совершил преосвященнейший Александр, епископ Дмитровский, временно управлявший Московской Митрополией в сослужении двух архимандритов и целого собора священнослужителей. Пели монахини Зачатьевского и Скорбященского монастырей…

Интерьер собора Всемилостивого Спаса в начале XX в.

Прощались с благотворительницей уже не как с купчихой Смирновой, а как с монахиней Рафаилой, принявшей тайный постриг.

Тайное монашество ассоциируется у нас прежде всего с советским временем, но существовала такая практика и до революции, хотя, конечно, это было довольно редким исключением. Когда по каким-то причинам человек не мог уйти в монастырь, но жаждал монашеской жизни, он принимал тайный постриг и исполняя все монашеские обеты. Жил он при этом в миру, ходил в обычной одежде, и только духовник и тот, кто его постригал, знали о его монашестве. Так было и с Акилиной Смирновой.

И отец Иоанн Мансуров, бывший духовником монахини Рафаилы в последние несколько лет ее жизни, в своем надгробном слове лишь очертил основные этапы ее духовного пути, не называя дат. В завещании покойной было написано пожелание упокоиться рядом с главным делом её жизни — собором Всемилостивого Спаса.

Однако в 1893 году при Скорбященском монастыре еще не было открыто кладбище. Поэтому для совершения погребения возле строящегося собора, даже для благотворителя, следовало получить особое разрешение в трех местах — у московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, у обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева и у министра внутренних дел И.Н.Дурново. На согласование со всеми этими высокими инстанциями ушло какое-то время, так что похоронили монахиню Рафаилу лишь на девятый день после кончины. Разрешение было получено, что показывает, насколько уважаемым человеком она была.

Часовня монахини Рафаилы

Вот, собственно, и все, что связано с именем Акилины Смирновой, тайной монахини Рафаилы. Фотография, скупые строчки в монастырских хрониках… Много это или мало? Для мирской славы, наверно, мало.

Да и богоборческая эпоха оказалась беспощадна к храмам, возведенным на средства благотворительницы. Усадьба на Большой Полянке, где было подворье афонского Пантелеимонова монастыря, полностью разрушена, на ее месте выстроен жилой дом, а подворье возобновлено в наши дни уже в другом месте. В 30-е годы взорван Рождественский собор Зачатьевского монастыря вместе с Казанским приделом, на месте Головинского монастыря высятся жилые дома, осталась только колокольня…

Со смертью благотворительницы не прекратилась ее благотворительная деятельность. Согласно ее завещанию, были сделаны вклады в Зачатьевский и Головинский монастыри. О завершении строительства собора Всемилостивого Спаса  получил подробные указания душеприказчик покойной сергиевопосадский купец И.Е. Ефимов, который и руководил уже в дальнейшем работами. Он же построил на свои средства часовню над могилой монахини Рафаилы, ту самую, которую можно видеть и теперь у стен собора.

Впоследствии И.Е. Ефимов сам много благотворил Скорбященской обители: на его средства были куплены колокола, возведена ограда вокруг монастыря и построен домовый храм Архангела Рафаила, небесного покровителя монахини Рафаилы. Выполняя волю покойной, И.Е.Ефимов пожертвовал также от ее имени 10000 рублей больничной церкви Великомучениц Варвары и Анастасии в Троице-Сергиевой Лавре, с тем чтобы в ней был устроен престол во имя мученицы Акилины. А в соборе Всемилостивого Спаса тем временем продолжались отделочные работы внутри и снаружи, и в 1894 году он был торжественно освящен.

В больнично-богадельном корпусе Троице-Сергиевой Лавры в советское время размещалась районная больница, церковь Великомучениц Варвары и Анастасии и мученицы Акилины была уничтожена, воссоздана она вновь в 2017 году все в том же здании, которое теперь принадлежит Московской духовной академии.

Но собор Всемилостивого Спаса, главный труд и любимое детище монахини Рафаилы, все же выстоял. Обезглавленный, изуродованный, он, тем не менее, избежал уничтожения и ждет своего часа, чтобы восстать во всей своей красоте. И под его сенью – маленькая часовня над могилой храмоздательницы. Все монастырское кладбище было снесено до основания, а эта часовня каким-то чудом уцелела. На виду у всех, прямо перед входом в новое стеклобетонное здание МГТУ «Станкин»… Как ей удалось сохраниться? Случайностью это вряд ли можно назвать.

 

Текст создан кандидатом исторических наук (МГУ) Денисом Жеребятьевым благодаря поддержке фонда Президентских грантов