Окно в прошлое. Виртуальный музей. 250 лет истории. XIX век. Усадьба генерала В.С. Голицына с пейзажным английским парком

Опубликовано 8 мая, 2022

Главная Записи Окно в прошлое. Виртуальный музей. 250 лет истории. XIX век. Усадьба генерала В.С. Голицына с пейзажным английским парком

Окно в прошлое. Виртуальный музей. 250 лет истории. XIX век. Усадьба генерала В.С. Голицына с пейзажным английским парком

Денис Жеребятьев

250 лет истории парка Новослободский. XIX век.

Усадьба генерала В.С. Голицына с пейзажным английским парком

 В первой трети XIX в. дворцово-парковый ансамбль усадьбы в Новом Сущево после смерти своей предыдущей хозяйки Н.В. Шепелевой (Голицыной) хранил в себе остатки прекрасного образца русского регулярного усадебного парка времен Екатерины II, созданный родоначальником династии Вадковских.

За это время парк пережил запустение времен Отечественной войны 1812 г., в первые послевоенные годы он начал понемногу восстанавливаться, но смерть владельца усадьбы генерал-майора Я.Е. Вадковского и последующая продажа не позвонили завершить его реконструкцию.

Во многом это связано с тем, что княжна Н.В. Шепелева за время своего проживания не занималась регулярным приусадебным парком, оставленным прежним владельцем, предпочитая устроить пейзажный парк с водоёмом на притоке Неглинки. По карте Москвы 1838 г. регулярный парк предстаёт запущенным по сравнению с другими городскими регулярными парками того времени: на плане отчётливо прослеживается главный дом, несколько проезжих ворот в усадьбу с дорожками, остальные парковые дорожки находятся в заросшем состоянии и не были отражены на плане.

Реконструкция регулярного парка усадьбы Вадковских и Рябининых начала XIX в.

В послевоенные годы в 20—30-м гг. XIX в. строительство и благоустройство дворянских усадеб постепенно ослабевает, создание пышных дворцово-парковых ансамблей становится довольно редким исключением. Лишь некоторые состоятельные владельцы могли позволить себе поддерживать свой регулярный парк в том состоянии, в котором он создавался. Иные хозяева оставляли его зарастать, занимаясь более насущными проблемами восстанавливая запустевшие имения. Некоторые следуя веянием времени, делали сад на новый манер. Люди, уставшие от французских регулярных садов, их четко выверенного плана, больших масштабов и перегруженности декоративными элементами, стали обращаться к новым веяниям ландшафтного дизайна пришедшим из Европы – пейзажным английским паркам, которые требовали меньших финансовых затрат.

 

Шепелева Надежда Васильевна (Энгельгард)

Занимаясь меценатством и храмостроительством и будучи глубоко религиозным человеком, княжна Н.В. Шепелева с вниманием отнеслась к преданию конца 16 века о житие Василия Блаженного. Особенно ее интересовало предполагаемое место его проживания. По преданию это была роща напротив водоёма в притоке реки Неглинка, где святой уединялся для молитв и общения с посещавшими его людьми. Именно поэтому она берётся украсить ту часть своего имения, где подвизался святой Василий Блаженный. Княжна устроила парк в пейзажном стиле: на территории парка строятся беседки, хозяйственные постройки,  укрепляются берега пруда, высаживаются деревья. Парк получает название «Энгельгард на Самотеке».

Князю В.С. Голицыну в первой трети XIX века усадьба с прилегающими землями досталась по завещанию от его тети Н.В. Шепелевой. Когда сад перешел к князю, там располагался прекрасный образец пейзажного английского парка с прудом, беседками и хозяйственными постройками. Благоустроенный облик этой части сада запечатлел план Москвы 1838 г.

Во время проживания семьи Голицыных в усадьбе в Новом Сущево перестроек и благоустройства территории не проводилось. Территория усадьбы была очень обширной и включала более 6 десятин, включая заросший приусадебный регулярный парк и ландшафтный парк с озером «Энгельгард на Самотеке» и земли под огородом. Все это требовало немалых сил и финансовых затрат на поддержание имения. На полную перепланировку ландшафтного стиля приусадебного парка требовались большие средства.

В то время золотой век дворянства уже заканчивается. Дворянство, переживавшее свой наивысший расцвет при Екатерине II, в первой трети 19 века начинает приходить в упадок. Многие дворяне, привыкшие к широкому образу жизни, начинают испытывать финансовые трудности. Работа князя В.С. Голицына сотрудником журнала «Телескоп» не приносила большой доход семье и служила скорее отдушиной, местом его самовыражения и литературного творчества. Организация званых обедов в доме князя В.С. Голицына для именитых гостей, маскарады, каламбуры, творческие вечера, на которые были приглашены известные поэты, музыканты требовали больших финансовых затрат. Со временем денег стало недоставать, появились долги, и князь решает вернуться на военную службу.

В 1839 г. семья Голицыных оставляет усадьбу в Новом Сущево управляющему и переезжает на место службы отца на Кавказ, где князь В.С.Голицын служил в корпусе в чине полковника. Управляющему усадьбой в Новом Сущево, чтобы свести концы с концами, было разрешено сдавать усадьбу и сад «Энгельгард на Самотёке» в наем. Сад был переименован князем в заманчивое название «Эльдорадо» и сдавался под увеселительные заведения, маскарады и прочие мероприятия. До второй половины XIX в. публичные сады были редкостью и составляли особую достопримечательность лишь городского центра. В.С. Голицын одним из первых ввел в Москве моду на увеселительные сады.

Князь Голицын

В 1849 г. отец семейства оставляет службу в чине тайного советника и вместе со своей семьей возвращается обратно в Москву в свое имение в Новое Сущёво. Доходы, полученные за годы службы и сдача имения в наем позволили князю накопить солидные средства, которые В.С. Голицын тратит на перестройку своего имения в духе английского поместья с пейзажным парком. Процесс смены ландшафтного стиля приусадебного парка и облика имения другим был достаточно сложным, неравномерным, затяжным. Многое зависело и от образа жизни владельца, его состояния, уровня развития, культурной или политической ориентации. В качестве иллюстрации вспомним описание двух садов в повести А.С. Пушкина «Дубровский» — принадлежавший «старинному русскому барину» Троекурову и его соседу — англоману князю Верейскому. «Старинный сад с, его стриженными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями ему (Верейскому.— Авт.) не понравился; он любил английские сады и так называемую природу, но хвалил и восхищался…».

План А.Хотеева середины XIX века

В свою очередь, Троекуров, подъезжая к имению Верейского, «не мог не любоваться чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками» (с. 356). Здесь очень точно подмечено характерное для данного периода стремление превратить все окружение усадьбы в предмет любования, ввести в парк пасторальные мотивы, как можно шире раскрыть его и сам дом «на природу». «Пространный парк окружил дом со всех сторон…  Среди прочих известно, что князь В.С. Голицын был англоманом, и по приезду в Москву стал старейшим и почетнейшим членом первого Английского клуба. Его политическая ориентация, большой кругозор, полученный им в годы Наполеоновской кампании и путешествия по Европе, не могли не оказать влияние на его видение облика родового поместья, которое должно было отражать образ жизни самого владельца и быть примером для остальных.

Первое упоминание о перестройке содержится в записях священника монастыря Всех скорбящих радости И.Сперанского: «По своем переезде со всем семейством в Москву, князь перестроил дом, бывший Шепелевой, и в самом фасаде несколько изменил его». Облик усадьбы запечатлела карта Москвы А.Хотеева 1852-1853 гг.

За основу планировки приусадебного парка были взяты старые дорожки французского регулярного парка, которые частично решили сохранить. В парке были облагорожены отдельные деревья, появилась роща, поляны, были проложены живописно изогнутые дороги, по краям дорог и рядом с усадьбой были расставлены сохранившиеся от регулярного парка вазоны с цветущими растениями. Более заметную роль в ансамбле усадьбы В.С. Голицына стали играть хозяйственные постройки, которые после перестройки объединялись в крупные комплексы с главным домом и решали самостоятельные монументальные композиции.

В 1853 г. началась Крымская война (1853 – 1856 гг.). В связи с участием в Крымской войне Сергея, старшего брата княжны Александры, он предложил сестре приобрести у него усадьбу, она дала согласие на покупку. В это сложное время многие владельцы усадеб начинают продавать их в связи с финансовыми трудностями. Так именитые и влиятельные соседи князей Голицыных семья статского советника А.М.Рябинина, первого директора Московского ассигнационного банка (1804—1809 гг.), продает свое имение с главным домом и пейзажным английским парком княжне Александре Голицыной.

Красоту английского пейзажного парка прекрасно дополняла шатровая крыша с крестом домового храма, построенная в главном доме князя Голицына по просьбе его супруги и дочери Александры Голицыной в 1855 г. в то неспокойное время, когда 62-летний князь Голицын опять поступил на военную службу командующим Московским ополчением, и его дети тоже были на войне. Прошение П.Н. Голицыной было удовлетворено. Начались строительные работы, которые велись с благословения митрополита Филарета под наблюдением наместника Лавры архимандрита Антония. Почти все мастера: столяры, резчики, позолотчики, живописцы и др. были из Троицкой Сергиевой Лавры, или были указаны наместником Лавры Антонием. Домовая церковь была построена в восточной части княжеского дома и по своим размерам была невелика. Шатровая крыша с крестом, возвышавшаяся над крышей главного дома усадьбы, очень гармонично вписывалась в облик английского пейзажного усадебного парка.

Внутренний облик домашней церкви описывает протоиерей И. Сперанский: «Вышина церкви внутри одна сажень два аршина пять вершков; ширина три сажени один аршин пять с половиною вершков; длина алтаря две сажени… Иконостас одноярусный, деревянный украшен простою резьбою, которая местами позолочена» (И.Сперанский, стр.17). Домовая церковь во имя Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости» была построена в память бабушки княгини Варвары Васильевны Голицыной (Энгельгард), которая вспоминалась в семье доброй памятью. В порядок приводится и парк

В конце 1840-х годов появляется интерес к частным садам. На летнее время предприниматели охотно берут их в аренду у хозяев под развлекательные увеселительные цели.

Есть мнение, что увеселительный парк Голицыных Эльдорадо, сдававшийся Карлу Раппо и другим, располагался на территории главного дома усадьбы, где проживала семья Голицыных, и выступления актеров, цыганского хора, запуск воздушного шара и прочие увеселения проходили напротив домовой церкви Всех скорбящих радости. Это не совсем так. Парк Эльдорадо располагался недалеко от имения с главным домом В.С. Голицыных в притоке реки Неглинка.

Среди предпринимателей, бравших сад Голицыных в аренду в конце 1840-х – начале 1850-х гг., был Карл Раппо, открывший и обустроивший там увеселительный сад Тиволи по примеру европейского сада в Копенгагене. Считается, что сад Тиволи Карла Раппо был первым парком нового типа. По его образцу сложился тип русского городского увеселительного сада, в котором были несколько аллей для прогулок, скамейки, пруд или река, открытая эстрада, театральное здание, ресторан с летней верандой.

Планировку пейзажного парка Эльдорадо запечатлела карта Москвы 1859 г., на которой отражены строения парка, ресторан-кафе, киоски, деревянные строения эстрады, хозяйственные постройки и т.п., парк прорезают симметричные дорожки, расположенные вплотную к пруду.

Семья князя Голицына, как владельцы территории увеселительного парка, пользовались правом его свободного посещения для отдыха и времяпровождения. После десятилетней жизни на Кавказе в имении Владибучи и в Пятигорске сад стал местом для отдыха, общения и самовыражения отца семейства, который продолжал писать в это время гимны (например, гимн Страделла), водевили, солдатские и другие песни, интермедии («Эпизод из жизни Страделла», 1852 г), и для молодой княжны Александры Владимировны, которой было в ту пору 18 лет.

О голицынской усадьбе вспоминал литератор Николай Греч, описывая поездку в Москву в 1852 году: «Из загородных московских увеселительных мест посещал я сад князя Голицына… В воскресенье было у него до трех тысяч посетителей». В 1853 г. в ходе циркового представления Карла Раппо в парке был запущен воздушный шар и сделана красивая иллюминация, о чем в газете Москвитянка была размещена заметка «Воздушное путешествие г.Вейнерба и девицы Луции».

К.С. Станиславский, описывая аналогичный увеселительный сад на Божедомке в 1878 г. пишет так: «Чего только не было в этом саду! Катанье на лодках по пруду и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк со сражениями броненосцев и потоплением их, хождением по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками; купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и в воде… Много прогулок, таинственных беседок, дорожек с поэтическими скамейками на берегу пруда. Весь сад залит десятками, а может быт и сотнями тысяч огней, рефлекторов, щитов, иллюминационных шкаликов …Шествия, военные оркестры, хоры цыган, русских песенников и прочая. Вся Москва и приезжающие в нее иностранцы посещали знаменитый сад. Буфеты торговали беспрерывно Было все, вплоть до полетов воздушных шаров с астронавтами! А бывало и так, что «Эрмитаж» собирал до 10.000 человек. Движение по Самотеке, по Божедомке прекращалось, Сухаревская, Страстная площади запружены народом, переполнено все Замоскворечье, Лефортово, Хамовники, везде – толпы! Что случилось, в чем дело? – У Лентовского – бенефис! Все взгляды устремлены вверх! Вот загораются облака на московском вечереющем небе… Над садом «Эрмитаж» взмывает вверх воздушный шар с человеком на борту! Он поднимается на страшную высоту, и … От него отделяется черная точка! – Неужели выпрыгнул пилот? «У всей Москвы перехватило дух» – свидетельствует журналист Влас Дорошевич! Через мгновение огромным куполом, переливаясь всеми красками радуги, развертывается необыкновенной красоты парашют! – Неслыханно, невиданно, необыкновенно! – Это знаменитый Шарль Леру совершает «публичное покушение на самоубийство»! Под приветственные крики всеобщего восторга он плавно опускается на землю!

В 1858 г. семья В.С. Голицына принимала у себя в гостях автора нашумевшего романа «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма, который в то время приехал из Петербурга в Москву. В его честь князь дал в усадьбе роскошный обед и праздник под названием «Ночь графа Монте-Кристо» в увеселительном саду «Эльдорадо» на Новослободской улице.

В саду выступали оркестр, хор цыган и два хора военной музыки. Устроители обещали, что будут спускаться воздушные шары и в заключение праздника состоится «блистательный фейерверк из 12 перемен». На прудах в саду Эльдорадо плавали гондолы с венецианскими музыкантами, была великолепная феерия с фейерверками и фонтанами.

Постановку «Ночь графа Монте-Кристо» осуществил популярный мастер театральной машинерии Фёдор Вальц. В честь Дюма в Москве впервые было зажжено электрическое освещение. Световые и пиротехнические эффекты Вальца поразили воображение москвичей, как и впервые зажженное в столице электрическое освещение.

Из Петербурга было приказано на всякий случай следить за знаменитым писателем, и в жандармском донесении отмечалось, что «сад был прекрасно иллюминован, и транспарантный вензель А.Д. украшен был гирляндами и лавровым венком». Билет на все это великолепие стоил один рубль серебром с персоны.

От начальника 2-го округа корпуса жандармов был составлен рапорт. «Во исполнение секретного предписания Вашего Сиятельства от 18 июля сего года за №658 я имею честь донести, что французский писатель Дюма (отец) с приезда своего в Москву в июле месяце сего года жил у г.г.Нарышкиных – знакомых ему по жизни их в Париже: многие почитатели литературного таланта Дюма и литераторы здешние искали его знакомства и были представлены ему 25 июля на публичном гулянье в саду Эльдорадо литератором князем Когушёвым, князем Владимиром Голицыным и Лихаревым, которые постоянно находились при Дюма в тот вечер.

27 же июля в означенном саду в честь Дюма устроен был праздник, названный НОЧЬ ГРАФА МОНТЕ КРИСТО. Сад был прекрасно иллюминован, транспарантный вензель А.Д. украшен был гирляндами и лавровым венком.

В тот день князь Голицын давал обед в честь Дюма, и прямо оттуда Дюма приехал на праздник в Эльдорадо. В тот вечер с ним были двое Нарышкиных, живописец Моне и мадам Вильне, сестра бывшего в Москве французского актера, которая, как говорят, постоянно путешествует вместе с Дюма».

Слава парка Голицыных «Эльдорадо» не давала покоя соседям, которые по его примеру тоже начинают создавать увеселительные парки,  устраивать похожие развлечения, оборудовать их электричеством. После смерти князя В.С. Голицына усадьба остается в полном распоряжении его дочери Александры, которая со временем отдает часть строений и территорию в распоряжение общества сестер Милосердия, Филаретовской больницы для помощи тяжело больным женщинам, а позже передает всю усадьбу для устроения православного женского монастыря Всех скорбящих радости. Сад Эльдорадо находился в собственности Сергея Голицына, старшего сына князя и некоторое время конкурировал с другими увеселительными садами, которые успешно копировали опыт сада, созданного князем В.С. Голицыным, бывшим его создателем и душой.

 

Список источников и литературы

  1. А. М. Фадеев. Воспоминания//Русский Архив, 1891, № 2-12.
  2. http://kraevedsvao.ru/istoriya-miusskogo-kladbishha/
  3. http://medalirus.ru/portret/varvara-vasilevna-golitsyna.php
  4. https://proza.ru/2013/10/09/1072
  5. https://drevlit.ru/docs/kavkaz/XIX/1840-1860/Poltorackij/text2.php
  6. http://drevlit.ru/docs/kavkaz/XIX/1840-1860/Poltorackij/text1.php
  7. https://otzyv.ru/review/157239/
  8. http://retromap.ru/forum/viewtopic.php?p=5918
  9. https://zen.yandex.ru/media/id/60735d5a611cc13b39d87ffc/chudesa-staroi-moskvy-ne-tot-sad-ermitaj-kolonnyi-zal-bez-garderoba-61005a3c185ad96e135fc6d6
  10. Жеребятьев Д. И. Методы трёхмерного компьютерного моделирования в задачах исторической реконструкции монастырских комплексов Москвы. — МАКС Пресс Москва, 2014. — 200 с.

 

Текст создан кандидатом исторических наук (МГУ) Денисом Жеребятьевым благодаря поддержке фонда Президентских грантов