Окно в прошлое. Виртуальный музей. 130 лет истории Скорбященского монастыря. Основание, строительство, деятельность

Опубликовано 7 июня, 2022

Главная Записи Окно в прошлое. Виртуальный музей. 130 лет истории Скорбященского монастыря. Основание, строительство, деятельность

Окно в прошлое. Виртуальный музей. 130 лет истории Скорбященского монастыря. Основание, строительство, деятельность

Денис Жеребятьев

130 лет истории Скорбященского монастыря.

Основание, строительство, деятельность

Княжна Александра Голицына

Акилина Алексеевна Смирнова (тайная монахиня Рафаила)   

Со второй половины и до конца XIX века усадьба княжны Александры Владимировны Голицыной была отдана под социальное служение. Здесь при поддержке Троице-Сергиевой Лавры функционировало общество сестер милосердия, Филаретовская больница для тяжело больных женщин, в одном из флигелей главного дома располагался приют для иногородних монахинь и домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Земля усадьбы с 1862 до 1890 гг. была в ведении Троице-Сергиевой Лавры.

В 1889 г. княжна А.В. Голицына обратилась к епархиальному начальству с прошением о преобразовании Общества сестер милосердия в монастырь с наименованием его Всех скорбящих радости. Княжна А.В. Голицына указала в своем прошении, что материальное обеспечение монастыря будет заключаться в следующем:

  1. Во владение монастыря поступит пожертвованный ею для приюта дом со всеми необходимыми службами, ценность коих не менее 50 000 р.
  2. Домовая церковь, благолепно украшенная и снабженная всеми церковно-богослужебными принадлежностями.
  3. Западную часть дома со всеми комнатами до самой церкви она, княжна А.В. Голицына оставляет пожизненно за собой, с тем, чтобы она могла распоряжаться частью дома, равно и принадлежащими к ней службами, без всякого стеснения от монастырского Начальства; а после ее смерти и эта часть дома поступит в собственность монастыря.
  4. Пожертвованная ею в пользу приюта и ныне состоящая в его владении земля при доме также будет передана монастырю. Земли этой имеется более 10 десятин и стоимость ее не менее 312 000 р.
  5. Во владение монастыря поступят пожертвованный ею капитал на содержание домовой церкви в 18 акциях Московско-Ярославской железной дороги, по 150 р. и десять 5% облигаций Московского Городского Кредитного Общества на сумму 10000 рублей.
  6. Княжна А.В. Голицына обязуется при учреждении монастыря пожертвовать в его пользу 20 000 р. Деньги эти составят неприкосновенный капитал, из них 15 000 будут отчислены на монастырь, а 5 000 будут храниться, как обеспечение священнослужителям. Кроме этого княжна дает в обеспечении монастыря приобретенную ею землю в Московском уезде от 60 до 70 десятин, из коих 40 десятин покрыты лесом.

Также княгиня выразила желание, чтобы учрежденный монастырь доставлял приют и содержание пищею монахиням-сборщицам иногородних монастырей.

Торжественное открытие монастыря состоялось 16 (29) сентября 1890 г. На открытии присутствовали митрополит Московский и Коломенский Иоанникий, основательница монастыря княжна А.В. Голицына, купчиха А.А. Смирнова, генерал-лейтенант С.М. Духовский и другие лица.

Скорбященский монастырь в 1901 году

Немалую помощь оказала в построении монастыря его благодетельница тайная монахиня Рафаила (в миру купчиха Акилина Алексеевна Смирнова), на средства которой был построен собор Всемилостивого Спаса по проекту архитектора И.Т. Владимирова. Ещё в мае 1899 г. настоятельнице монастыря от имени неизвестного человека, представившего себя посланцем некой благодетельницы, были представлены чертежи будущего собора. Собор был одним из первых строений, возведённых после основания монастыря при содействии купчихи А.А. Смирновой. Собор был увенчан пятью главами, стиль куполов соответствовал общему характеру здания: подобно всем главам старинных русских церквей, они суживались вверху и увенчивались восьмиконечными крестами. На западной стороне, над самым входом в храм, как бы на кровле лежало восьмиконечное основание колокольни. В ней имелись традиционные окошки-слухи – для большего распространения звука. В западной части храма вместо клиросов, под колокольней, были устроены хоры. Храм освещался 27 окнами разных размеров и формы. Не менее красив он был и изнутри: светлый, с четырехъярусным иконостасом и киотами прекрасной работы.

В 1910 году собор обновлялся с промывкой иконостаса и покрытием внутри росписями. Он был вновь освящён после обновления 3 октября 1910 года митрополитом Владимиром в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Своды собора Всемилостивого Спаса расписали ученики известного русского художника  Виктора Михайловича Васнецова. После закрытия монастыря Всех Скорбящих радости в 1980-е гг. храм перестроили под учебное заведение московского института Станкин, и уникальные росписи были утрачены. При реставрации здания храма после передачи здания Православной Церкви удалось обнаружить фрагменты росписей 1910 г..

Виктор Михайлович Васнецов

Главный престол во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста был освящен 25 октября (7 ноября) 1894 г. митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским). Правый придел во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» освящен 6 (19) ноября 1894 г. Левый придел во имя Двенадцати Апостолов освящен 12 (25) декабря 1894 г. Одной из главных святынь храма была икона Божией Матери «Скоропослушница», которую доставили из Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря 21 апреля 1894 г. для одноименного придела.

Работы по устройству соборного храма продолжались два с половиной года и уже к 1893 г. были завершены. В 1898 – 1900 гг. соборный храм был обнесен узорчатой оградой и выходил фасадом на Новослободскую улицу: монастырь обращался к миру, к делам социального служения и помощи ближним.

 

Часовня над могилой Акулины Смирновой (тайной монахини Рафаилы)

Храм Архангела Рафаила 1893г южный фасад

22 апреля 1893 г. умерла храмостроительница А.А. Смирнова. Ещё перед смертью она пожелала, чтобы её похоронили рядом с храмом, что было и исполнено благодаря обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву и министру внутренних дел И.Н. Дурново. На месте её погребения, рядом с храмом, возвели памятник часовню в русском стиле с мраморным иконостасом.

В честь храмостроительницы при активном участии её душеприказчика Сергиево-посадского купца, потомственного почётного гражданина г. Москвы Ивана Ефимовича Ефимова в ноябре 1893 г. был заложен храм Архангела Рафаила с трапезной. Постройка была окончена в 1900 г.

Вот как пишет об этом протоиерей И.П. Сперанский: «Одновременно с кладкою ограды и св. врат производилась постройка каменного с подвальным этажом корпуса, с устройством в верхнем этаже, в восточной стороне, храма в честь Св. Архангела Рафаила, а нижний подвальный этаж назначался для кухни, хлебопекарни, квасной и помещения для монашествующих. По окончанию постройки корпуса, подвальный этаж, по причине слишком значительного углубления его в землю без всякого под кирпичные стены бута, оказался совершенно неудобным для помещения монашествующих, вследствие большой сырости и появления в осеннее и весеннее время подпочвенной воды в камерах духового отопления и под всем полом подвального этажа». По открытии в монастыре гимназии, в здании поместилось третье Епархиальное училище (временно), Архангельский храм окончательно сделался училищным.

В это же время по чертежу монастырских строений 10 июля 1893 г. возводились и другие постройки: ряд зданий монашеских келий, кельи для привратниц, деревянные постройки скотного двора, сторожка и чуть позднее –монастырские стены.

К этому времени монастырь Всех скорбящих радости включал в себя деревянный дом на каменном фундаменте для помещения священника и диакона, каменный двухэтажный корпус для временного помещения просфорни и монашествующих, каменный двухэтажный корпус для настоятельницы монастыря и монашествующих и сам дом княжны с домовой церковью и близлежащими жилыми и хозяйственными постройками, которые после смерти основательницы должны были отойти в собственность монастыря.

Сам процесс открытия монастыря говорит о том, что это не было спонтанным действием, многое было уже продумано, чертежи строений готовы, дело было только за юридическим оформлением, после которого началась активная работа по возведению новой обители.

 Настоятельницы Скорбященского монастыря

Немаловажную роль в истории монастыря сыграли его настоятельницы. За весь период существования их было всего двое: игуменья Евпраксия (1890–1909) и игуменья Нина (1909–1918). Начиная со времени основания монастыря, он подвергался крупным перестройкам — возводились храмы, монашеские кельи, служебные постройки. Инициаторами строительных работ, проводившихся в монастыре, были игуменьи, по предложениям которых возводилась та или иная постройка.

Игумения Евпраксия (Михайлова)

Впоследствии благодаря стараниям настоятельницы монастыря Евпраксии уже к 1894 г. на территории монастыря открылось кладбище, которое постепенно становится одним из самых известных новых некрополей Москвы. На нем на средства И.Е. Ефимова в 1894–1910 гг. был возведён кладбищенский храм  Трёх Святителей по проекту архитектора А.К. Виноградова. В первоначальном проекте был храм с колокольней и печным отоплением, для чего использовался подклет храма. Причиной частичной корректировки проекта было изменение проекта отопления (не стали строить печь в подвале храма а использовали его под усыпальницу семьи Ефимовых) и колокольни (колокольню заменили на шатер над входом в храм). Эти изменения проекта храма были обусловлены его использованием как кладбищенской часовни. Литургия в нем совершалась только в престольный праздник, следовательно, отопление храма и колокольный звон признали излишними.

Священник Скорбященского монастыря И.Сперанский так описывает события, связанные с закладкой храма: «В 1894 году, мая 29-го посетил новооткрытую обитель Высокопреосвященнейший Сергий, Митрополит Московский, вновь прибывший на Московскую кафедру. По выходе из экипажа, Владыка, благословив наместника Чудова монастыря, архимандрита Товию, за полчаса ранее Владыки приехавшаго в монастырь, учредительницу монастыря, княжну А. В. Голицыну, заведующую монастырем, монахиню Евпраксию, местнаго священника (о. Иоанна Сперанского) и будущаго храмоздателя Ивана Ефимовича Ефимова, сказал: «Я приехал сюда для осмотра монастырскаго кладбища и места, где предполагается построить кладбищенский храм, — туда прежде всего меня и ведите». Дорогою Владыка разговаривал с сопровождавшими его и, между прочим, спрашивал, где будет начало и конец 1-го разряда на кладбище, где 2-й разряд и где начинается 3-й разряд. Когда дошли до того места, где предполагалось быть храму, Владыка нашел, что место для постройки храма очень хорошо и удобно, но что место для алтаря, — место востока, — не совсем точно определено, и при этом посоветовал построить алтарь не по прямой линии на восток, а с уклонением на юг, но никак не на север, как то было определено в проекте. «Ведь, — присовокупил Владыка, — в Священном Писании сказано: от юга прииде Господь, а не от севера».

Протоиерей Иоанн Павлович Сперанский

Согласно желанию Владыки, для более точнаго определения востока, при закладке, храма, воспользовались компасом. Изменение направления кладбищенскаго храма изменило несколько и самое расположение и направление могил: те могилы, которые были заняты телами усопших раньше закладки храма, имеют одно направление, а те, которые позднее — другое..

После этого Владыка, помолившись Господу Богу на восток со всеми его сопровождавшими, благословил место для храма своим святительским благословением и при этом, заметивши в восточной стороне сухое дерево, сказал – «Вот и дерево готово уступить место будущему алтарю.  А храмоздателю сказал: «Делайте сие святое дело не в славу свою, а на славу и прославление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (И.Сперанский, стр.54).

На кладбище Скорбященского монастыря были похоронены многие состоятельные москвичи, предприниматели, банкиры, купечество, священнослужители, инженеры, врачи, адвокаты, философы.

В 1897 г. на территории кладбища женой купца второй гильдии А.И.Обуховой над могилой мужа И.Я.Обухова была построена церковь Тихвинской Божьей матери со склепом по проекту архитектора Н.Д.Струве. Церковь была одноглавой, в русско-византийском стиле.

До 1918 г. на этом кладбище было похоронено 1800 человек, среди них сын Ф.И. Шаляпина – Игорь, известный адвокат Ф.Н. Плевако, историк Д.Н. Иловайский, философ Н.Ф. Федоров, основатель монархической партии В.А. Грингмут, его коллега с редакции «Московских ведомостей» Ю.Н. Говоруха-Отрок, дрессировщик А.Л. Дуров.

Надгробие Второв А.Ф

На могиле философа Н.Федорова

Надгробие адвоката Ф.Плевако

В 1900 г. умерла основательница монастыря княжна Александра Владимировна Голицына, она была похоронена на территории Скорбященского монастыря отдельно от семейной гробницы Голицыных, которая располагалась недалеко на Миусском кладбище. Помимо Владимира Сергеевича (16 марта 1794 — 19 января 1861) там были похоронены его супруга Прасковья Николаевна, урожденная Матюнина (2 октября 1798 — 29 июля 1881), дети Дмитрий (19 ноября 1828 — 30 марта 1831), Надежда (3 марта 1822 — 25 февраля 1833), Дмитрий (сентябрь 1833 — 15 августа 1834 года), внук Владимир Сергеевич (9 января 1873 — 17 ноября 1879).

В одной из московских газет приводится следующее описание прощания с княжной:

«Вчера 19 июля в Скорбященском монастыре, что у Бутырской заставы, было совершено погребение основательницы его, дочери тайного советника, княжны Александры Владимировны Голицыной. Гроб с прахом почившей накануне в седьмом часу вечера был перенесен при печальном перезвоне колоколов из Скорбященской церкви в соборном храме, и здесь о.архимандритом Товией с прочим духовенством была отслужена заупокойная всенощная, при большом стечении богомольцев. Вчера заупокойную литургию и отпевание тела почившей совершал преосвященный Пэроспий, епископ московский с архимандритами: Митрофаном и Товию, с протоиереями П.В. Преклонским и В.М. Славский, законоучителем Екатерининского института о.Арсеньевым и семью священниками. Пел Чудов хор. В церкви присутствовали игумении московских монастырей, представители аристократического мира столицы, родственники и масса народа. На гроб усопшей, закрытый платом из серебряного глазета, было возложено десять роз».

Княжна Александра Владимировна Голицына

Даже после смерти княжны А.В. Голицыной ее средства, завещанные монастырю, продолжали служить на поддержание служб и потребностей монастыря. Скорбященский монастырь вплоть до революции 1917 г. активно строился. Он занял место одного из лидирующих православных монастырей в социальном служении и женском духовном образовании.

В 1900 г. при монастыре была открыта женская одноклассная церковно-приходская школа, а также построены два каменных двухэтажных корпуса,  в одном из которых расположилась монастырская трапезная, кухни и кельи, а в другом, близ кладбищенских ворот, помещения для монахинь, следящих за порядком на кладбище. В 1905 г. было принято решение начать строительство отдельного двухэтажного каменного здания трапезной, которое было завершено к 1907 г. Старая просфорня, располагавшаяся в здании церковно-приходской школы, была перенесена в новое здание трапезной.

Трапезный корпус Скорбященского монастыря

Спустя год после смерти игуменьи Евпраксии, в 1910 г. началась активная перестройка монастыря и архитектурный облик монастыря был существенно изменён. Была снесена женская одноклассная церковно-приходская школа, обновлен соборный храм (1910 г.), часть ветхих и маловместительных строений снесены и заменены каменными корпусами (включая деревянное здание Филаретовской больницы), было снесено также деревянное здание Куракинского флигеля и одноэтажные монашеские кельи.

Созданный новый рукодельный корпус женского монастыря был оборудован всем необходимым чтобы сестры могли заниматься социальным служением. Рукодельный корпус имел ткацкие станки для изготовления тканей, швейные машинки, нити и материалы разных для вышивки узоров и рисунка. Работа в рукодельном корпусе была очень кропотливая и требовала от послушниц и монахинь немалого усердия при изготовлении тканей для подарка высокопоставленному лицу, обители в честь юбилейного события или для социального служения малоимущим.

Работа за ткацким станком

Известно, что в 1910 году сестры Скорбященского монастыря вышивали полотенца к освящению Марфо-Мариинской обители, основанной  Елисаветой Феодоровной.

Работа за швейной машинкой

В 1910 г. монастырём при активном участии его настоятельницы игуменьи Нины (Волковой) были дополнительно приобретены участки земли между улицами Камер-Коллежский вал (Бутырский Вал), Новослободская и Угловым переулком. На этой территории началось строительство жилого корпуса для монахинь и странноприимный дом. В 1912 г. началось строительство трёхэтажной женской гимназии. В этом здании в 1916 г. были открыты высшие женские Богословско-педагогические курсы – первый в дореволюционной России женский богословский институт.

Среди преподавателей высших женских Богословско-педагогических курсов отметился известный русский православный богослов и историк религии, доктор богословия, профессор Московской духовной академии Сергей Сергеевич Глаголев.

Профессор Московской духовной академии Сергей Сергеевич Глаголев

Он читал слушательницам гимназии лекции по апологетике, вопросам соотношения науки и веры, библеистики, сравнительное-религиозному изучению Библии, отношение Церкви к актуальным вопросам, таким как теория развития и эволюционизм, поднимал важные среди слушательниц вопросы о мотивах женского самопожертвования в истории христианства, ее примеры в духовной, мировой и античной литературе. Иногородним слушательницам высших женских Богословско-педагогических курсов, приезжавшим в столицу для обучения в православный женский Скорбященский монастырь, предоставлялось проживание в общежитии в здании доходного дома, построенном последней настоятельницей Ниной Волковой напротив собора монастыря на Новослободской улице. Таким образом, имея большое количество учебных помещений в училище, штат преподавателей, включая известных докторов богословия, отдельное здание общежитие для проживания иногородних слушательниц курсов, приезжих монахинь, Скорбященский монастырь к 1917 г. становился крупным центром женского православного образования.

В Скорбященской обители молилась и причащалась преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, она же принимала живое участие и в создании Богословского института.

Великая княжна Елизавета Фёдоровна

Фотография прибытия почетных гостей к открытию Высших женских Богословско-педагогических курсов  (Женского Богословского института) в 1916 г.

Здесь бывали и не раз совершали богослужения святитель Тихон (Белавин, с 1917г. Патриарх Московский и всея Руси), священномученик митрополит Владимир (Богоявленский), епископ Дмитровский Трифон (князь Туркестанов) и многие другие иерархи — подвижники Русской Церкви начала ХХ века, впоследствии  прославленные в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

 

Фотография прибытия почетных гостей к открытию Высших женских Богословско-педагогических курсов  (Женского Богословского института) в 1916 г

Патриарх Московский Тихон

Епископ Дмитровский Трифон (князь Туркестанов)

Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский

 

Архитекторы и художники

За более чем тридцатилетнюю историю монастыря около десятка разных архитекторов и художников участвовали в его строительстве, перечислим основных из них: В.М. Борин, И.Т. Владимиров, П.А. Виноградов, А.А. Латков, С.К. Родионов, В.Г. Сретенский, Н.Д. Струков и В.М. Васнецов Значительная часть вышеперечисленных архитекторов привлекалась для проектирования отдельных строений или групп строений, но не всего комплекса в целом, это было связано с поэтапной застройкой территории монастыря. Когда в конце 1880 — начале 1890 гг. застраивалась территория хозяйственного двора, пригласили архитектора С.К. Родионова, параллельно с ним работал архитектор И.Т. Владимиров над постройкой собора и ряда других строений; позднее отдельные храмы, такой как храм Трёх Святителей (1894 –1900) проектировал архитектор П.А. Виноградов, архитектор Н.Д. Струков — храм Тихвинской Божьей Матери (1897 г.).

Архитектор Родионов Сергей Константинович

Архитектор Н.Д. Струков

Значительная часть чертежей храмовых построек принадлежит перу архитектора Ивана Тереньевича Владимирова (1856 – 1894 гг.), одного из представителей архитектурной школы нового русского стиля (неорусский стиль). Иван Терентьевич окончил живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1886 г. со званием ученого рисовальщика. Основные его работы — церковь в с. Шарапово Звенигородского уезда (1879 г.), Гурьевская богадельня (1893г. 2-й Щипковский пер., 6, во дворе), ограда Головинского монастыря, перестройка часовни у Донского монастыря (1890 г.), трапезная с церковью Рафаила в Скорбященском монастыре (1893 г.), собор Всемилостивого Спаса Скорбященского монастыря (1894 г.), ряд жилых монашеских келий и монастырские стены.

Авторству известного русского художника Виктора Васнецова принадлежат несколько надгробных памятников кладбища Скорбященского монастыря — сотруднику редакции «Московских ведомостей» литературному критику Юрию Николаевичу Говорухе-Отроку и действительному статскому советнику, организатору и руководителю Русской Монархической партии (РМП), редактору газеты «Московские ведомости» Владимиру Андреевичу Грингмуту. Сами памятники были выполнены на основании эскизов известного русского художника в мастерской Василия Ивановича Орлова, располагавшейся недалеко от Скорбященского монастыря.

 

Надгробный памятник Юрию Николаевичу Говорухе-Отроку

Надгробный памятник Владимиру Андреевичу Грингмуту.

Надгробный памятник работы В.Васнецова 

Монастырь после революции

Революционные события прервали историю развития монастыря. Советская власть с первых дней своего существования начала борьбу с религией. Судьба монастырей, таким образом, была предрешена… 20 января 1918 г. был принят декрет об отделении Церкви от государства, после чего начинается изъятие капиталов, земель, зданий у монастырей. Скорбященский монастырь, как и многие другие, закрыли в 1918 г. После этого часть монахинь под давлением властей покинула монастырь, оставшиеся около 100 монахинь под руководством настоятельницы Нины образовали пошивочную артель, просуществовавшую до 1929 г. Таким образом, они продолжили свое социальное служение людям. Реквизированное имущество храмов монастыря было передано группе верующих, но уже на других правах: фактически его владельцем становилось государство, перед которым номинальные владельцы несли материальную и уголовную ответственность. Была организована община верующих, которым было передано два храма — собор Всемилостивого Спаса и кладбищенский храм Трех Вселенских Святителей. Храм Архангела Рафаила был ликвидирован в 1918 г. и передан как подсобное помещение школе народного образования, которая была организована вместо гимназии. Здание храма было разрушено при перестройке здания гимназии в 1977 г. Сейчас это левая часть дома № 60 по Новослободской улице. Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» был ликвидирован в 1918 году. Храм во имя иконы Божией Матери «Тихвинской» был ликвидирован в 1918 г. и использовался как подсобное помещение до 1950-х гг. когда и был снесен. Сейчас это часть спортивной площадки школы № 204. Имущество ликвидированных храмов было передано общине верующих во временное пользование.

1918 Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря

Изъятие церковных ценностей в действующих храмах бывшего Скорбященского монастыря началось 31 марта 1922 г в 10 часов утра, а 2 апреля 1922 г. оно завершилось. Было изъято 19 пудов серебра, около 6 пудов золотых и серебряных изделий.

С 1923 г. власти запретили использовать кладбище под захоронения. На территории монастырского парка с 1926 г. организуется парк отдыха для рабочих союза коммунальников. Кладбище отделяется от парка оградой, и уход за ним осуществляет организованное монахинями и местными жителями общество по уходу за кладбищем.

Мощным орудием в руках властей стала деятельность Комиссии по разгрузке г. Москвы, функционирование которой осуществлялось на основании инструкции Народного Комиссариата Внутренних Дел и Народного Комиссариата Юстиции от 19-го июня 1923 года (№ 72, 1923 г.). По итогам осмотра собора Всемилостивого Спаса Скорбященского монастыря 13 декабря 1928 г. было принято постановление о целесообразности использования помещения церкви б. Скорбященского монастыря по Новослободской улице для Техникума Промысловой кооперации, которое было передано 15 января 1929 г. на рассмотрение Президиуму Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д.

По решению Президиума Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д. действующие храмы Скорбященского монастыря закрыли, а предметы культа было решено передать ближайшей группе верующих по описи, на случай жалобы верующих была предусмотрена процедура обжалования решения Президиума во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Данное решение, по мнению властей, являлось обоснованным, т. к. «на расстоянии пяти минут ходьбы от б. Скорбященского монастыря находится функционирующая приходская церковь, т. н. Тихвинская в Тихвинском пер. и т.н. церковь Софии на Сущевском валу, куда может перейти группа верующих без всякого ущерба для себя, в случае закрытия б. монастыря». Со стороны прихожан и монахинь направлялись жалобы во ВЦИК, делались попытки отстоять собор Всемилостивого Спаса, но они не увенчались успехом.

Передача здания церкви б. Скорбященского монастыря состоялась 13 марта 1929 г. Составленный инспектором Адмотдела Моссовета А.Н. Новиковым акт о ликвидации соборной церкви Скорбященского монастыря определил реквизированное имущество церкви передать представителю музейного п/отдела МОНО (Московского Отдела Народного Образования) А.А. Глазунову для передачи в музейный фонд. Изъяты были не только церковные принадлежности, такие как фелонь, епитрахиль, золотой набедренник первой половины XIX в., ризы и др., Сразу после закрытия собора началась его перестройка: все убранство интерьера было уничтожено, живопись замазана, снесены главы куполов и колокольня; был устроен подвал под всем зданием собора и второй этаж, при этом снесли межэтажное перекрытие между подвалом и помещением храма и подняли пол собора на 1,5 метра. На такую перестройку строения и переоборудование здания для учебных целей со стороны Техникума Промысловой Кооперации было потрачено 150 тыс. рублей.

Храм Трех Вселенских Святителей был снесен в 1930-е гг. От него сохранилось засыпанное землею подвальное помещение — цокольный этаж, которое в настоящее время раскапывают археологи Департамента культурного наследия г. Москвы.

Храм Трех Святителей на кладбище, западный фасад

Начинаются гонения на верующих в результате которых часть монахинь была заключена в Бутырскую тюрьму и расстреляна на Бутовском полигоне в течение последующих лет, другая отправлена в ссылку в Казахстан или в Северный край. К лику новомученников были причислены Мария (Виноградова) (1886-1938), Екатерина (Константинова) 1887-1938, Анна (Ефремова) 1882-1938. В ссылку отправлены Анна (Акифьева) 1881-?, Екатерина (Белогубцева) 1877-?, Параскева (Коробкова) 1884-?, Ксения (Митрофанова) 1873-?, Клавдия Филиппова) 1880-?, и другие о которых нам еще не известно.

В 1929 – 1930 гг. монастырское кладбище было окончательно закрыто, и на основании плана земельного участка бывшего Скорбященского монастыря под № 54 по Новослободской улице, принадлежавшего Красно-Пресненскому районному клубу работников комхозяйства, начали перестройку кладбища, в результате которой часть территории кладбища стала парковой зоной, могилы были срыты, надгробные памятники вывезены. Таким образом, Скорбященский монастырь был окончательно ликвидирован.

Разгромленное кладбище Скорбященского монастыря

При советской власти его территория продолжала развиваться как образовательный центр; этому способствовало то, что в 1907 г. в Вадковском переулке был построен дом детского творчества «Детский труд и отдых», где в 1918 г. разместился методический центр Наркомпроса, а позже был дом пионера и школьника.

Детский клуб Труд и отдых 1911

На территории Скорбященского монастыря в 1918 г. вместо монастырской гимназии организуется общеобразовательная школа. В 1926 г. на территории монастырского парка организуется детский парк с различными кружками для детей. На территории монастырского кладбища, примыкающего к Тихвинской улице, в 1930-е гг. строится здание школы № 204, где располагается экспериментальная школа академии просвещения. В 1930-е гг. в зданиях монастыря, расположенных вдоль Вадковского переулка, организуется Станкоинструментальный институт, сейчас это Технологический Университет «Станкин», ведущий институт станкостроительной промышленности. В 1950-е гг. на территории монастырского кладбища строится здание технического центра для детей. В 1970-е гг. на том месте, где располагался дом священника, построен дом художественного творчества для детей, сейчас это центр творчества «Дом на Вадковском».

1948-1950 Разбор монастырской стены по Вадковскому переулку

1955 Станкин

Текст создан кандидатом исторических наук (МГУ) Денисом Жеребятьевым благодаря поддержке фонда Президентских грантов