Сто лет истории детского парка Новослободский
Революционные события прервали историю развития Скорбященского монастыря. Советская власть с первых дней своего существования начала борьбу с религией. Судьба монастырей, таким образом, была предрешена. 20 января 1918 г. был принят декрет об отделении Церкви от государства, после чего начинается изъятие капиталов, земель, зданий у монастырей. Скорбященский монастырь, как и многие другие, закрыли в 1918 г. После закрытия часть монахинь под давлением властей покинула монастырь, оставшиеся около 100 монахинь под руководством настоятельницы Нины образовали пошивочную артель, просуществовавшую до 1929 г. Таким образом, они продолжили свое социальное служение людям. Реквизированное имущество храмов монастыря было передано группе верующих, но уже на других правах: фактически его владельцем становилось государство, перед которым номинальные владельцы несли материальную и уголовную ответственность. Была организована община верующих, которым было передано два храма — собор Всемилостивого Спаса и кладбищенский храм Трех Вселенских Святителей.
С 1923 г. власти запретили использовать кладбище под захоронения. На территории монастырского парка в 1926 г. организуется парк отдыха для рабочих союза коммунальщиков. Кладбище отделяется от парка оградой, и уход за ним осуществляет организованное монахинями и местными жителями общество по уходу за кладбищем.
В парке на месте Васильевского пруда строится открытая сцена для проведения праздничных мероприятий. По решению Президиума Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д. действующие храмы Скорбященского монастыря закрыли, а предметы культа было решено передать ближайшей группе верующих по описи, на случай жалобы верующих была предусмотрена процедура обжалования решения Президиума во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Данное решение, по мнению властей, являлось обоснованным, так как «на расстоянии пяти минут ходьбы от б. Скорбященского монастыря находится функционирующая приходская церковь, т. н. Тихвинская в Тихвинском пер. и т.н. церковь Софии на Сущевском валу, куда может перейти группа верующих без всякого ущерба для себя, в случае закрытия б. монастыря». Со стороны прихожан и монахинь направлялись жалобы во ВЦИК, делались попытки отстоять собор Всемилостивого Спаса, но они не увенчались успехом.
Передача здания церкви б. Скорбященского монастыря состоялась 13 марта 1929 г. Техникуму Промысловой Кооперации. Сразу после закрытия собора началась его перестройка: все убранство интерьера было уничтожено, снесены главы куполов и колокольня; был устроен подвал под всем зданием собора и второй этаж, при этом снесли межэтажное перекрытие между подвалом и помещением храма и подняли пол собора на 1,5 метра.
В 1929 – 1930 годах монастырское кладбище было окончательно закрыто, и на основании плана земельного участка бывшего Скорбященского монастыря под № 54 по Новослободской улице, принадлежавшего Красно-Пресненскому районному клубу работников комхозяйства, начали перестройку кладбища. В результате часть территории кладбища стала парковой зоной, могилы были срыты, надгробные памятники вывезены. Таким образом, Скорбященский монастырь был окончательно ликвидирован. Храм Трех Вселенских Святителей был снесен в 1930-е гг. От него сохранилось подвальное помещение — цокольный этаж, засыпанное землею, которое в настоящее время раскапывают археологи Департамента культурного наследия.
Казалось, что уникальная особенность женского Скорбященского монастыря как единственного среди женских монастырей образовательного центра духовного воспитания, окончательно оборвалась. Но и при советской власти его территория продолжала развиваться как образовательный центр. Этому способствовало то, что еще до революции в Вадковском переулке был построен дом общества «Детский труд и отдых». В 1905 году А.У. Зеленко, С.Т. Шацкий и Л. К. Шлегер организовали в Москве общество по воспитанию детей из бедных слоев общества. Первыми его воспитанниками были дети из Сущевского приюта. Основная цель Общества заключалась в том, чтобы дать детям знания, развлечения, радостные и привлекательные занятия, подходящие для их возраста, создать условия для проявлении собственной инициативы. Работа в Обществе была связана с внимательным отношением к маленькому человеку. С детьми проводились разнообразные занятия: пение, танцы, рукоделие, рисование, общее чтение и рассказы. По праздникам они посещали в музеи, театры, картинные галереи.
Часто в гости к ним приходили музыканты, художники, скульпторы. Устраивались выставки детских работ, проводились занятия, на которых дети пели и получали начальные музыкальные знания. Любимым делом были театральные постановки, для которых дети сами выполняли декорации. В помещении имелась читальня с библиотекой. Руководители Общества «Детский труд и отдых» делали акцент на умственной, физической и художественной деятельности. Они считали, что «ребенок приобретает познания прочнее и глубже, если он сам изображает явления и предметы, о которых ему говорят, как может…». В художественной деятельности «у него систематически упражняются и зрение, и слух, и мускулы, приобретаются некоторые навыки к работе и развиваются творческие способности». Эти соображения заставили руководителей общества выделить ручному труду и искусству одно из приоритетных мест в работе с детьми. В послереволюционный период С.Т. Щацкий и его сподвижники организовали передовую педагогическую работу на Первой опытной станции Наркомпроса и в колонии «Бодрая жизнь».
В здании общества «Детский труд и отдых» в 1918 г. разместился методический центр Наркомпроса, а позже был дом пионера и школьника. На территории бывшего Скорбященского монастыря вместо монастырской гимназии организуется средняя школа, занятия в которой продолжались до 1977 г. На территории монастыря примыкающей к Тихвинской улице в 1930-е гг. строится здание экспериментальной школы при Академии Просвещения, сейчас это 204 школа.
В 1930-е годы в зданиях монастыря, расположенных вдоль Вадковского пер., организуется Станкоинструментальный институт, сейчас это Технологический Университет «Станкин», ведущий институт станкоинструментальной промышленности; в 1950-е гг. на территории монастырского кладбища строится здание технического центра для детей: в 1970-е гг. на том месте, где располагался дом священника, был построен дом художественного творчества для детей, сейчас это «Дом творчества на Вадковском».
Таким образом территория монастыря стала тем местом где для ребенка созданы все возможности для его художественного и технического развития.
Те намерения и действия, которые предпринимали наши предки 100 лет назад, продолжают воплощаться и развиваться сегодня, и наша обязанность — в этом участвовать, сознательно видеть это чудо малой родины, где мы оказались по стечению обстоятельств, но не случайно. Не осознанное нами прошлое не дает возможности видеть ясно свое будущее, выбрать правильный путь.
Текст создан кандидатом исторических наук (МГУ) Денисом Жеребятьевым благодаря поддержке фонда Президентских грантов