
26 июля 2023 года отошёл ко Господу наш дорогой староста, Простов Владимир Александрович(☦️ 26.07.2023).
Новость о его внезапной болезни и последующей кончине меня ошеломила. Помню, что молилась об упокоении его души, а сама не могла осознать, что это действительно произошло. И по прошествии двух лет, в памяти он остался бодрым и жизнерадостным. Представить его в вечном покое мне сложно. Ведь в нашем храме я видела его постоянно занятым делами разного направления. То он ремонтирует собор Всемилостивого Спаса, который передали нашему приходу для совершения богослужений в 2019 году. То режет овощи для супа в нашей трапезной, а затем убирает и моет тарелки. Или помогает причащать младенцев во время совершения Божественной литургии.
Моё знакомство и дальнейшее общение с Владимиром Александровичем сложилось на почве изучения истории Скорбященского монастыря. От него я узнала, что наш домик — это часть утраченного комплекса Скорбященского монастыря. Он показал мне исторические фотографии, чертежи и виртуальные модели всех зданий, которые входили в состав монастыря. Это оказалось очень познавательно и увлекательно. Затем я уже самостоятельно изучила множество материалов по тем сведениям, которые от него узнала. А потом увидела, насколько серьёзно Владимир Александрович относится к изучению истории Скорбященского монастыря. Он постоянно писал статьи о нём, создавал плакаты, проводил экскурсии, участвовал в проведении археологических раскопок на его территории. Итогом этих трудов стало создание виртуального музея Скорбященского монастыря и местности Новое Сущево «Окно в прошлое». Благодаря этому, теперь каждый посетитель парка Новослободский сможет узнать, как выглядел Скорбященский монастырь до своего закрытия и прочитать истории выдающихся людей, которые с ним связаны.
Радостно видеть, что его дело сегодня вызывает интерес и продолжает развиваться. А ещё он говорил, как важно восстановить ансамбль Скорбященского монастыря со стороны Новослободской улицы. Помоги Господи, чтобы и это дело, которое он не успел сделать при жизни, осуществилось после его перехода в жизнь вечную. Помолимся за упокоение души приснопоминаемого Владимира! И за восстановление Скорбященского монастыря!
Любовь Зиновьева
ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ПРОСТОВА
05.04.1944-26.07.2023

С Владимиром Александровичем Простовым я познакомилась в 2009 году, когда пришла в храм Всемилостивого Спаса. Как-то обмолвилась в разговоре с одним из прихожан, что мои прабабушки были похоронены на кладбище Скорбященского монастыря, и услышала в ответ: «О, это надо нашему старосте сообщить! Он у нас собирает такие сведения». А староста усадил меня пить чай, выслушал рассказ о моих прабабушках, а затем начал сам рассказывать. И про кладбище, и про Скорбященский монастырь, и про дворянскую усадьбу, которая была раньше на его месте… На меня обрушилось море информации, до сих пор совершенно для меня неизвестной, и наш разговор, который, как я думала, займет минут пятнадцать, затянулся на два часа. Владимир Александрович был хорошим рассказчиком, говорил очень увлеченно и способен был заразить слушателя своим воодушевлением. И я подумала, что, пожалуй, и мне было бы интересно заняться историей Скорбященского монастыря. Так понемногу началось наше сотрудничество, хотя на то, чтобы более или менее войти в курс дела, у меня ушли годы.
А Владимир Александрович находил все новые и новые исторические факты, и в этом он был неутомим. И охотно делился своими находками с нашими прихожанами. Иногда за трапезой он вдруг сообщал: «А я сегодня ночью на нашем кладбище «раскопал» вот такого интересного человека». И рассказывал, кого ему удалось на этот раз «раскопать». Меня всегда удивляло, как он все успевает: ведь у него как у старосты было столько обязанностей! Наверно, действительно, «копать» приходилось по ночам…
И еще меня удивляло, как он, находясь на такой «нервной» работе, когда приходилось одновременно улаживать массу дел и входить в контакт со многими людьми, умудрялся сохранять спокойствие и доброжелательность. Я никогда не видела его сердитым, раздосадованным, а к своим собственным неудачам он относился с юмором. И всегда был очень деликатен, поэтому разговор начинал издалека. Я уже знала: если он спрашивает, как у меня дела, а потом, как у меня со временем, то это значит, что ему надо в чем-то помочь. А если подходит с заговорщицким видом и говорит: «А ты после службы убегаешь?» — то, значит, нашел что-то достойное внимания и хочет об этом рассказать. И как же всегда было интересно его слушать! Я теперь жалею, что сразу все не записывала. А потом многое забылось, а многое приходится открывать заново. Иногда так хочется о чем-нибудь спросить, а уже не спросишь…
Неоценим также вклад Владимира Александровича в дело сохранения памятников, оставшихся от Скорбященского монастыря. Какая была битва за собор Всемилостивого Спаса, продолжавшаяся без малого 20 лет! Когда в декабре 2019 г. его наконец передали приходу, просто не верилось, что это совершилось! А потом начались восстановительные работы, и опять наш Владимир Александрович, невзирая на возраст, не только руководил, но и сам во всем принимал непосредственное участие.
А эпопея 2018 г. по сохранению остатков кладбищенского храма, когда нашему приходу на протяжении двух месяцев пришлось денно и нощно дежурить возле них, чтобы не допустить сноса! И ведь все началось с того, что именно наш староста вместе с настоятелем о. Александром просто-напросто взяли лопаты и начали самочинные раскопки, чтобы доказать, что это действительно остатки храма, а не земляной холмик! В результате были в конце концов вызваны археологи, а сохранившийся цокольный этаж храма получил статус объекта культурного наследия.
Владимир Александрович был не только хранителем исторического наследия, но и его активным популяризатором. Как только наступали теплые дни, он по выходным выносил в парк самодельные плакаты с фотографиями Скорбященского монастыря и рассказывал о нем всем желающим. И это было очень полезным начинанием, потому что выяснилось, что даже местные старожилы ничего не знают о том, что когда-то находилось на месте парка Новослободский. Потом он начал проводить экскурсии по территории бывшего монастыря, и можно было видеть, как он ходит по парку и приглашает народ на очередную экскурсию.
В 2020 и 2022 гг. команда прихода Всемилостивого Спаса и истфака МГУ под руководством нашего старосты дважды выигрывала Президентский грант, в результате чего в интернете появился виртуальный музей Скорбященского монастыря «Окно в прошлое», а экскурсии стали регулярными, и Владимир Александрович начал привлекать к их проведению и меня. Поначалу мы вели их вдвоем, и у нас организовался хороший тандем. Мы даже не договаривались заранее, кто о чем будет рассказывать, а просто один начинал, другой продолжал или дополнял. С Владимиром Александровичем легко было работать совместно.
Обычно экскурсанты оставались довольны, а в конце бывали приятно удивлены, когда их еще и приглашали в наш храм на чаепитие, и многие принимали приглашение. Владимир Александрович был человеком хлебосольным и гостеприимным и привлекал народ не только своими знаниями, но и личным обаянием. Помню, однажды мы даже провели экскурсию под проливным дождем (как потом выяснилось, это был самый дождливый день осени), поэтому пришли, видимо, большие энтузиасты, которые не только дослушали все до конца, но и задавали потом много вопросов за чаем.
И за всей этой просветительской деятельностью стоял многолетний упорный и кропотливый труд, который многим может показаться скучным и рутинным, а для Владимира Александровича это было занятие увлекательное. Одна из его последних работ, которая ждет еще издания и оценки специалистов, – это каталог всех книг, выпущенных в типографии И.Е.Ефимова, где до революции печаталась духовная литература.
Ушел наш дорогой староста неожиданно и быстро. Видимо, давно уже чувствовал себя неважно, но не жаловался. Последний раз, когда мы с ним виделись и шли после службы к автобусной остановке, я заметила, что он как-то подволакивает ногу и спросила: «Что, нога болит?» Владимир Александрович махнул рукой: «Да просто отказывает. Видимо, придется идти к врачу». А несколько дней спустя мы узнали, что он в больнице, тяжело болен… И скоро его не стало.
На отпевании кто-то спросил меня: «Это ваш брат?» И я подумала, что ведь, действительно, Владимир Александрович был мне как брат. Старший брат. Его теперь очень не хватает. Не хватает прежде всего его доброй улыбки, его юмора, его тепла и отзывчивости, и это потеря невосполнимая, потому что все эти черты у каждого свои, неповторимые. Но начатое им дело по возрождению исторической памяти о Скорбященском монастыре продолжается, и помнят его не только в нашем приходе. Когда я веду экскурсии, ко мне часто подходят местные жители, и кто-то вспоминает его рассказы, а кто-то – как он сам, вручную, отбивал штукатурку, чтобы раскрыть сохранившийся фрагмент ограды монастыря…
Таким он и запомнился: деятельным, полным энтузиазма и желания разделить со всеми радость своего познания.
Вечная память нашему дорогому Владимиру Александровичу!
Людмила Крауклис